Для определения необходимой грузоподъёмности колеса или ролика следует знать собственный вес транспортного средства, максимальный вес его груза и число несущих колёс и роликов. При использовании четырёх и более колёс или роликов значение нагрузки, каждого несущего колеса или ролика, может изменяться.
Необходимая грузоподъёмность вычисляется по следующей формуле:

T = необходимая грузоподъёмность одного колеса или ролика E = собственный вес транспорт. средства Z = максимальный вес груза n = количество несущих колёс или роликов S = коэффициент безопасности
|
Коэффициент безопасности S вводится для учёта отклонений от стандартных условий эксплуатации: ровная поверхность качения, движение со скоростью пешехода, равномерное распределение груза, прямолинейное движение, температура окружающей среды от +15° C до +28° C. На значение коэффициента безопасности влияет скорость и отношение диаметра колеса к высоте препятствий.
Условия эксплуатации делятся на 4 типа:
- ручная перевозка в помещениях (высота препятствий < 5 % Ø колеса): коэффициент безопасности: 1,0 до 1,5
- ручная перевозка вне помещений (высота препятствий > 5 % Ø колеса): коэффициент безопасности: 1,5 до 2,2
- перевозка в помещениях с использо- ванием моторного привода (высота препятствий < 5 % Ø колеса): коэффициент безопасности: 1,4 до 2,0
- перевозка вне помещений с использованием моторного привода коэффициент безопасности: 2,0 до 3,0
|
В коэффициентах безопасности не учтён износ контактного слоя. Для колёс и роликов на шарикоподшипниках допустимо движение со скоростью свыше 4 км/ч при одновременном снижении грузоподъёмности.
Если колесо или фиксированный ролик подвергаются в основном статическим нагрузкам, то допустимо исходить из грузоподъёмности, превышающей до 25% номинальную. При продолжительном пребывании без движения и воздействии высоких нагрузок следует учитывать опасность возникновения контактной деформации контактного слоя колеса. Данные грузоподъёмности приведены в кг. Перевод в Н производиться обычными факторами. Приближенно: 1 кг ≙ 1 даН.
|